Не так давно на глаза попалась статья о сравнении стоимости создания сайта и его сопровождения. Сам текст несколько неоднозначный и датирован 2010 годом. Впрочем, с тех пор мало что изменилось. Заказчики по-прежнему уверены в том, что все вопросы по сайту закрываются с завершением его разработки. Это далеко не так.
Сразу оговорюсь, что в статье речь пойдет о сайтах, которые действительно являются важным элементом коммуникации с потенциальными клиентами и неотъемлемой частью воронки продаж.
Для сравнения возьмем 3 наиболее хорошо знакомых мне CMS, в частности это Joomla, 1C-Bitrix и AVE CMS. Заодно пройдемся и по основным характеристикам выбранных систем. Данный выбор также хорош тем, что системы относятся к разным классам. Joomla поддерживается сообществом независимых разработчиков, 1C-Bitrix – коммерческий или коробочный продукт, AVE достаточно редкое решение и можно отнести ее к частным разработкам студии.
Для примера я не буду брать крайние случаи с неоправданно дорогой и чересчур дешевой разработкой. Возьму средние цифры разработке сайтов для студии Путеводная звезда для разработки корпоративных сайтов и интернет магазинов.
Joomla
Корпоративный сайт адекватного уровня обойдется от 30 000 рублей, интернет-магазин – от 60 000
AVE CMS
Корпоративный сайт – от 60 000, интернет-магазин – от 100 000
1C-Bitrix
Корпоративный сайт – от 90 000, интернет-магазин – от 150 000
Не будем мудрить и возьмем для расчета время необходимое для качественного заполнения и сопровождения сайта. Для корпоративного сайта, на самом деле, активность может быть не столь велика. Если речь не идет о работах по продвижению сайта и иных рекламных активностей, то для среднего сайта будет достаточно 20 часов в месяц, а вот интернет-магазин может требовать от 100 часов внимания каждый месяц (добавление новых товаров, акции, корректировка цен и т.д.). Возьмем для простоты сотрудника на самом минимальном окладе в 200 рублей в час, добавим налоги, обеспечение рабочего места, расходы на офис и прочее, в реальности получим около 400 руб/час.
Итого, в идеальном мире на сопровождение корпоративного сайта понадобится 8000 в месяц, на интернет магазин 40 000. Приблизительно таких цифр можно достичь, если сайта реализован на AVE CMS. С ее помощью можно не удорожая разработку заточить сайт под удобство пользователей. Если речь заходит о 1C-Bitrix, то те же самые действия займут в 1.5 раза больше времени. Для Joomla придется умножать на 2, а временами и на 3.
Условно говоря, выполнение рутинной операции на AVE потребует 3-5 кликов мышкой, для Bitrix 5-7 кликов, в Joomla 10-12 кликов.
Итого, сопровождение в месяц на разных системах:
AVE CMS – 8000 сайт и 40 000 интернет-магазин
Bitrix – 12 000 сайт и 60 000 интернет-магазин
Joomla – 16 000 и 80 000 соответственно.
Итого – выбор Bitrix вместо Joomla окупится через 15 месяцев для корпоративного сайта и через 5 месяцев для интернет-магазина.
Выбор с пользу AVE CMS окупится через 4 месяца сайт и через месяц интернет-магазин.
Однако стоит отметить, что "не удобством единым" отличаются разные CMS.
Самым безопасным в данном случае будет 1C-Bitrix, чуть уступает ему в защищенности AVE CMS. Если за сайтом на Joomla следить и постоянно обновлять CMS, то и здесь проблем с безопасностью минимум. По моему опыту проще всего в этом плане с AVE CMS. Из-за небольшой распространенности системы в открытом доступе найти бреши в ее защите практически нереально. Так что даже без обновлений сайтам обычно ничего не угрожает. Ну а если же Ваш сайт заинтересовал профессионалов, то брешь в защите отыщут. Регулярные взломы Пентагона тому яркий пример.
Внедрение новых фишек дешевле и проще всего происходит на Joomla. Специалистов много, уровень навыков и гонораров также могут существенно отличаться. Самым дорогим удовольствием станет обслуживание сайта на Bitrix. Примерно в 2-2.5 раза дороже, чем Joomla и AVE CMS.
Bitrix и Joomla достаточно распространены, но преимущество AVE в том, что сама по себе структура движка проста и исполнена на весьма популярном среди разработчиков языке программирования. Так что даже за пределами сообщества AVE специалистов найти исполнителя для доработок не составит проблем. В худшем случае ценник будет сравним с доработками Bitrix.
Для Joomla на рынке более чем достаточно знакомых с системой сотрудников. Однако если вы намерены обучить такого человека с нуля, то потребуется достаточно много времени. Система неудобная и очень сильно может различаться в зависимости от установленных модулей.
Bitrix также достаточно распространен. В целом система логична и в большинстве сборок присутствуют одни и те же функции и решения. Это позволяет легко переходить с одного сайта на битрикс к другому.
Для AVE CMS достаточно просто знать логику заполнения сайтов (какие мета данные заполнять и т.д.), все остальное по сложности не слишком превосходит Word. Проблемы могут быть лишь в случае, если система имеет существенное количество индивидуальных настроек. Но в этом случае достаточно будет объяснить специфику. Уже после первого самостоятельного выполнения задачи вопросов обычно не возникает.
Все целиком зависит от задач, которые стоят перед сайтом. Каждая система имеет свои плюсы и минусы. Целью данной статьи не было восхваление AVE CMS (хотя это моя любимая система, стараюсь те проекты, которые продвигаю переводить на нее, экономит массу времени и нервов). Важно понимать, что при разработке экономия очень часто аукается уже в ближайшие месяцы. Убедитесь, что вы реально сможете самостоятельно работать с сайтом не обращаясь постоянно к разработчикам за помощью.
Производительность, сложность настройки и цена хостинга, удобство использования. Внешне сайты могут быть совершенно идентичными. Как по дизайну, так и по реализованному функционалу.
Автор: Евгений Руденков