Как уходят титаны


Когда разнеслась новость о том, что Mozilla начинает волну сокращений – уже вторую за текущий год – реакция последовала незамедлительно. От внимания разработчиков не ускользнуло, что компания уже срезала весь корпоративный жирок и теперь кромсает живые мышцы. Она распустила команду, которая занималась защитой от угроз. Она «сократила издержки» на инструменты для разработчиков – раздел, пользовавшийся большой популярностью. Она урезала команду Servo, которая работала над браузерным движком нового поколения на базе Rust. Она стёрла с лица земли команду MDN. В общем и целом, две волны сокращений суммарно унесли почти треть сотрудников.

Учитывая, что программисты составляют значительную часть весьма скромной пользовательской базы Mozilla, усечение инструментов для разработчиков представляется особенно недальновидным решением, которое разочарует самых преданных пользователей. Однако люди, мало знакомые с историей компании, скорее всего, примут ситуацию за очередной пример того, как игрок не сумел пробиться на конкурентном рынке, делая ставку на нишевые возможности. В конце концов, флагманский продукт компании, браузер Firefox, уже много лет не претендует на лидерство на рынке. Значит, это просто процесс вымирания очередного динозавра, что же ещё?

Но Mozilla не исчерпывается одним Firefox. Это не рядовая маленькая IT-компания, которую теснят гиганты с капиталами в триллионы долларов вроде Microsoft, Apple и Google. Mozilla отличается богатой историей и большим вкладом в развитие веб-стандартов. То, что она сейчас в критическом положении – повод для беспокойства для всех нас.

Что погубило Mozilla?

Mozilla ещё не погибла окончательно, но переломный момент уже явно позади. В письме к уволенным сотрудникам администрация ссылается на эпидемию коронавируса, однако подобное объяснение вызывает сомнения. В конце концов, Mozilla Foundation создавалась именно для того, чтобы сиюминутные потрясения не сбивали Mozilla с толку, чтобы команда могла сосредоточиться на долгосрочной перспективе. Её задачей было оградить разработчиков от капризов руководства, трендов-однодневок, инвесторов из Кремниевой Долины, которые спят и видят, как бы удвоить свои капиталы. Эпидемия рано или поздно кончится, но привести растерзанный коллектив в прежний вид и снова завоевать доверие разработчиков будет неп1росто.ц

Правда, о которой компания говорит редко, а IT-издания – часто, заключается в том, что Mozilla избрала очень шаткую модель получения доходов: она завязана на великодушном рекламном предложении от конкурента, который тоже делает браузеры. Более 90% прибыли Mozilla имеет от сделки с корпорацией Google, согласно которой Firefox по умолчанию использует соответствующую поисковую систему. Взамен Mozilla получает ежегодную выплату в более чем четыреста миллионов долларов. Google уже несколько раз продлевала сделку, несмотря на то что охват рынка у Mozilla неуклонно ухудшается.

О студии

Мы рады приветствовать любого путника, идущего на свет Путеводной звезды.

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ ;)