На сегодняшний день существует несколько вариантов оплаты услуг SEO специалистов. Сразу вынесем за скобки специалистов в штате, т.к. они получают деньги за количество просиженных в офисе часов + какие-то индивидуальные KPI, в которых разбираться нет никакого желания. Рассмотрим сотрудничество с фрилансерами и разнообразными студиями и агентствами.
По-прежнему остается самой популярной формой сотрудничества. Чаще всего на подобный формат оплаты переводят на 3-5 месяц сотрудничества (когда ключи начинают выходить в топ). При привязке к позициям популярны следующие варианты:
Рекомендации: если уж решили работать по такой схеме, то имеет смысл проверить семантическое ядро на адекватность. Для этого или пригласить специалиста со стороны, или хотя бы самостоятельно проверить насколько популярны у пользователей предложенные вам для продвижения ключи. Это можно сделать или через Яндекс.Wordstat или через Яндекс.Директ.
Достаточно редко встречающаяся схема. Заказчик платит за количество переходов из поисковых систем. Для этого фиксируется стартовая посещаемость. Закладывается базовый бюджет (на первые 3-5 месяцев) и далее есть два варианта:
Рекомендации: при работе по трафику имеет смысл разделять переходы по разным запросам. Или хотя бы по группам запросов. Для коммерческого трафика один ценник, для информационного - другой. Причем стоимость лучше всего рассчитывать исходя из конверсии.
Фактически мечта многих заказчиков. Впрочем, вариант вкусен лишь на первый взгляд. На практике же никуда не исчезает фиксированный бюджет на первые 3-5 месяцев. Далее возможны варианты:
Рекомендации: работа по лидам предполагает высокий уровень доверия между исполнителем и заказчиком. Имеет смысл открыто обозначить средние показатели конверсии из лида в клиента, чтобы исключить возможность накрутки (по крайней мере накрученные лиды уложатся в расчетные показатели конверсии) и, при необходимости, обозначить верхний порог по оплаченным лидам.
На самом деле на таких условиях фактически никто не работает. Слишком сложно отследить реальную конверсию из лида в покупателя и, тем более, отследить средний чек. Подобная схема адекватно работает только для интернет-магазинов, где все покупки и оплата осуществляется онлайн. Однако в таком случае заказчику услуги принадлежит лишь база товаров, сайт в 90% случаев является собственностью подрядчика и подключить к нему другую базу особых проблем не составит. При этом подрядчик зависит от ценовой политики заказчика, работы отдела продаж и репутации. На подобный риск успешные специалисты идут крайне редко.
Рекомендации: не пытайтесь искать подрядчика на подобную схему работы. Практически всегда это потеря времени и денег. Начните с других вариантов, в процессе сотрудничества уже можно будет рассмотреть и процент от прибыли.
Для достижения высоких позиций в поисковых системах над сайтом нужно проделать определенный объем работ. Причем процесс совершенствования и обновления фактически бесконечен. Практически любая работа может быть легко оценена и проверена.
Плюсы:Рекомендации: При оплате за работу обязательно нужно привязать подрядчика к определенным KPI (рост видимости сайта, трафика, лидов и продаж). Оптимальным будет вариант со штрафными санкциями на случай полного отсутствия результатов и бонусами в случае достижения определенных показателей роста.
Все вышеперечисленные варианты роднит заложенный на первые месяцы бюджет (исключений почти нет, т.к. никто не помешает заказчику расторгнуть контракт до достижения первых результатов, а в суд небольшие студии и фрилансеры наведываются достаточно редко). Так что здесь особого выбора и нет.
С другой стороны мой опыт показывает, что даже не самая качественная, но постоянная работа над улучшением сайта неизменно дает результаты. Зато во всех KPI обычно заложена тысяча и одна ловушка для заказчика. Договора составлены таким образом, чтобы в самом худшем для исполнителя случае он просто получил бы меньше денег. И это правильно. Ведь гарантировать результат в SEO физически невозможно. Это гонка. И на трассе десятки, сотни и даже тысячи автомобилей. И даже если сегодня соревнования проходят на стареньких москвичах и ваш БМВ легко ее выиграет, то это не значит, что уже завтра на трассу не выйдут болиды формулы 1. А если еще и учесть, что правила гонки меняются на ходу... Понятно, что специалисты, которым это хорошо известно, стараются себя не подставлять.
автор: Евгений Руденков