В последнее время в сети все большую популярность обретает SEO с оплатой за лиды. Заказчики в восторге, многие специалисты в некотором недоумении от подобных восторгов. На бумаге все выглядит весьма радужно – заказчик платит исключительно за контакты со своими потенциальными клиентами, исполнитель работ делает все качественно и получает соответствующее результатам вознаграждение. На деле все несколько отличается. На выходе чаще всего обе стороны остаются крайне неудовлетворенными сотрудничеством. Как же так выходит? Постараемся разобраться в этом вопросе.
Для начала давайте разберемся чем подобный подход не устраивает сеошников:
В целом список проблемных мест можно и продолжить. Понятно, что ни один профессионал не поставит себя в заранее проигрышную позицию и сеошники всеми правдами и неправдами стараются застраховать себя от бесплатной работы. Как это делается?
Существует несколько наиболее популярных схем договоров:
Подрядчик рассчитывает бюджет на продвижение. Первые сколько то месяцев (от 2 до 6, редко больше) заказчик оплачивает бюджет в полном объеме, а затем договором предусматриваются санкции в случае невыполнения утвержденного плана по привлечению лидов. При наихудшем для сеошников варианте в итоге от бюджета остается 20-25%.
Плюсы: очевидные критерии оценки эффективности работы продвиженцев; возможность получить прогноз по лидам и рассчитать их стоимость; прописанные санкции для подрядчика.
Минусы: платить все равно придется по полной, более того бюджет для продвижения по лидам обычно на 30-40% выше, чем при иных вариантах оценки эффективности; уменьшение бюджета в 99% случаев приводит и к уменьшению работ над сайтом, т.е. по факту подрядчик ничего не теряет; многие компании под такой договор просто снимают 3-4 месяца бюджет подкармливая заказчика красивыми отчетами (делая лишь минимум необходимых работ, а временами лишь создавая видимость), а затем с извинениями уходят, или просят увеличить бюджет, проконтролировать эффективность их работы никакой возможности нет.
В таком формате крупные компании работают достаточно редко. Любая прихоть заказчика может оставить сеошников перед перспективой визита в суд. Поэтому чаще всего по такой схеме подрядчик работает со своим сайтом. Т.е. сайт, домен, хостинг и все права на них принадлежат сеошникам, но даже в этом случае необходимо инвестировать в проект достаточно серьезные средства, поэтому такой вариант чаще всего становится вотчиной фрилансеров, которые в качестве инвестиций закладывают свое время.
Плюсы: оплата исключительно за лиды; прозрачная система расчета; явный профит от рекламы; никаких обязательств у заказчика, ведь все риски и расходы на себя берет подрядчик
Минусы: это ресурс сеошников и на определенном этапе они смогут не только поднять цену на лиды, но и перепродать ресурс любому из конкурентов заказчика. Никакой возможности застраховать себя от подобного исхода у заказчика нет.
В договоре прописывается сумма ежемесячной оплаты, а все лиды идут в качестве дополнительного дохода для подрядчика.
Плюсы: очевидная система оценки эффективности подрядчика
Минусы: не стоит заблуждаться, фиксированный месячный бюджет – это и есть тот самый объем работ, который будет проделываться над сайтом. Лиды пойдут в чистый доход подрядчика и подавляющее большинство компаний даже и не задумается над тем, чтобы вложить дополнительные средства в продвижение сайта. В лучшем случае фиксированный бюджет – это будет себестоимость проделанной работы, без прибыли для студии. Но чаще всего это не так и работы ведутся в плюс для подрядчика.
Существуют и всевозможные комбинации из вышеприведенных вариантов договоров. Но на выходе результат все равно один и тот же. Заказчик платит, сеошники зарабатывают. Если Вы все же твердо решили идти именно по этому пути, то мы рекомендуем остановится на варианте с уменьшением бюджета.
Продвижение с оплатой за лиды предполагает серьезную доработку сайта, написание продающих текстов, выяснения преимуществ Вашего бизнеса и множество иных работ. Поэтому в первые месяцы работа над сайтом кипит и подрядчик должен как-то за эту работу рассчитываться с исполнителями (или, в случае фрилансеров, на что-то жить эти месяцы). Соответственно этот вариант предлагается обычно более опытными сеошниками.
При этом в обязательном порядке требуйте список проделанной над сайтом работы. На каких страницах новые тексты, сколько постов в социальных сетях, сколько ушло на рекламу и т.д. Без списка произведенных работ Вы рискуете оказаться через несколько месяцев без результата, зато с ног до головы завешанные отчетами об успехах в продвижении Вашего сайта. И это мы не берем вариант с возможной накруткой лидов…
Разумеется не все SEO живут с целью обмануть своих клиентов, есть достаточно много клиентоориентированных компаний и специалистов, однако на фоне колоссального количества всевозможных мошенников их предложения часто теряются. Поэтому при выборе исполнителей для SEO продвижения и в процессе работы будьте внимательны и это позволит Вам сэкономить время и деньги. Ну а об некоторых критериях оценки эффективности SEO подрядчиков и их выборе Вы можете прочитать в нашей статье.
Важно помнить!Напоследок отметим два важных момента:
Лиды можно накрутить. Есть биржи, на которых можно оставить заявку и получить за копейки десятки и даже сотни заявок через формы обратной связи. Если стоимость лида достаточно высока, то находятся компании которые оплачивают услуги колл центров.
Бизнес должен быть готов обработать любой входящий поток лидов. Если ваша компания не справляется с количеством заявок, то вы все равно будете вынуждены платить за каждого лида. Подобные случаи не редкость и очень неприятно оказываться в ситуации, когда деньги и потенциальные клиенты буквально уходят в пустоту.
автор: Евгений Руденков